Об оплате учителей начальных классов в малокомплектных школах

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПРОФСОЮЗА  РАБОТНИКОВ

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АППАРАТ

119119, г. Москва, Ленинский  пр. 42

Тел. (095) 938-8777

Факс (095) 930-6815

Е-mail: eduprof@spectrnet.ru

http://ed-union.ru

№__75-инфо____

«29»  июля  2005

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с  пунктом  27 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196   "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное),  расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Следовательно, принимая во внимание низкую, как правило, наполняемость  обучающихся в I-IV классов, находящихся в составе сельских общеобразовательных школах (особенно начальных школах) по сложившейся практике учредитель может принять решение о создании меньшего количества I-IV классов, путем объединения обучающихся в один или два класса-комплекта.

Такая практика применяется довольно давно, в связи с чем для улучшения условий работы неоднократно принимались нормативные правовые акты о порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов.

Целесообразно, на наш взгляд использовать  приказ Минпроса СССР от 02.11.84 г.  N 122 "О  порядке  расчета штатов  и оплаты труда учителей I-IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах" с изменениями,  внесенными приказом Гособразования  СССР  от 23.12.88 г.  N 542 "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения СССР от 02.11.84 N 122", в котором  содержатся указания о расчете количества часов,  в течение которых будут проводиться занятия с обучающимися  разных  классов  в классе-комплекте и за которые будет оплачиваться труд учителя (учителей).

Указанные документы прилагаются.

При применении этих документов необходимо принять во внимание, что со времени их принятия произошло снижение наполняемости классов до 25 обучающихся, в связи с чем количество обучающихся, входящих в соответствующий класс-комплект, предусмотренное указанными нормативными актами, должно быть соответствующим образом скорректировано. Полагаем, что  во всех случаях,  когда  класс-комплект состоит двух, трех и четырех классов, количество обучающихся класса-комплекта необходимо уменьшить также на 5 человек.

Необходимо также обратить внимание на то, что в случаях, когда занятия в классе-комплекте предусмотрено проводить одному учителю в полторы смены, слова «полторы смены» могут не соответствовать полутора ставкам учителя начальных классов. В зависимости от того, какие классы входят в состав класса-комплекта, количество часов для оплаты труда учителя определяется в полуторном размере от количества часов, предусмотренных в учебном плане для класса, входящего в класс-комплект, имеющего наибольший объем часов.

Например, если класс-комплект состоит из первого и третьего класса, то в учебную нагрузку  учителя может быть включено до 50% часов больше, чем предусмотрено в учебном плане для третьего класса, если в целях обеспечения качества обучения занятия по ряду предметов будут проводиться с каждым классом отдельно.

 

 

Эксперт ЦК Профсоюза                                                  В.Н. Понкратова


 

02.11.84 № 122

г. Москва

О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах

Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года № 313 "О дальнейшем совершенствовании об­щего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы" (п. 12), по согласованию с Министерст­вом финансов СССР     ПРИКАЗЫВАЮ:

I. Установить следующий порядок расчета штатов и оплаты тру­да учителей I-IV (подготовительных и I-Ш), классов малокомплект­ных общеобразовательных школ   с I сентября 1985 г.:

-          при наличии двух начальных классов с общим контингентом
учащихся в них до 30 человек, трех начальных классов с общим
контингентом учащихся до 15 человек, четырех начальных классов с общим контингентом учащихся до 10 человек - учащиеся объединя­ются в класс-комплект, с которым занимается один учитель;

-   если число учащихся в двух начальных классах составляет
30 и более человек,  то каждый учитель занимается с отдельным
классом;

-   если учащихся в трех начальных классах 15 и более человек,
а в четырех начальных классах 10 и более человек, то учащиеся
объединяются в два класса-комплекта, с каждым из которых зани­мается учитель 1.

Заработная плата учителям выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю, но не выше, чем предусмотрено по учебному плану, принятому в союзной республике, по входящему в класс-комплект классу,  имеющему наибольший объем учебной нагрузки.

Пример.

В класс-комплект включены I класс и Ш класс. По учебному плану объем часов установлен в I классе - 20 часов и Ш классе -24 часа. Наибольший объем часов установлен но Ш классу - 24 часа.

 

 

I. При трех начальных классах один учитель может вести занятия с одним классом, второй учитель - с классом-комплектом; при четырех классах – один учитель ведет занятия с одним классом, второй – с классом-комплектом.

В этом случае учителю, работающему с этим классом-комплектом в одну смену, заработная плата выплачивается за 24 часа в неделю.

В случае, если в восьмилетних и средних школах,  имеющих малокомплектные начальные классы, уроки физкультуры, музыки, пения в изобразительного искусства ведет учитель старших классов,  то учителю начальных классов выплачивается заработная плата за факти­ческое количество часов, но не ниже месячной ставки при условии догрузки до установленной нормы часов иной учебно-воспитательной работой.

2.    Учителям начальных классов производится доплата за клас­сное руководство в размере 20 рублей, за проверку тетрадей 15
рублей в месяц за каждый класс (класс-комплект). Учителям, рабо­тающим с классом (классом-комплектом) до 15 учащихся, доплаты за
классное руководство и за проверку тетрадей производятся в раз­мере 50 процентов соответствующих доплат.

В малокомплектных начальных классах, где занятия должны вести два учителя, в случае отсутствия второго учителя по болезни и другим причинам, допускается работа одного учителя в две смены. При этом доплата за классное руководство и проверку тет­радей должна производиться как за один класс (класс-комплект) в вышеуказанных размерах в зависимости от общего количества учащих­ся.

3.  В восьмилетних и средних школах, имеющих в своем соста­ве малокомплектные 1-1V (подготовительные и I-Ш классы), заня­тия проводятся и заработная плата учителям этих классов выплачи­вается в порядке, указанном в пп.  I и 2.

В национальных малокомплектных начальных школах, в ко­торых имеется специальный учитель русского языка, а также национальных восьмилетних и средних школах, имеющих в своем составе малокомплектные начальные классы, занятия по русскому языку проводятся с каждым классом отдельно.

Учителям русского языка национальных малокомплектных начальных школ заработная плата выплачивается за фактическое число часов преподавательской работы в неделю в соответствия с учебным планом, но не более ставки при наличии до трех классов включительно и не  бо­лее полутора ставок при наличии четырех классов.

Учителям русского языка в национальных школах и родного языка в русских школах оплата за проверку тетрадей и начальных классах производится исходя из размеров, предусмотренных п.2 настоящего приказа, в зависимости от фактической учебной нагрузки по этим пред­метам.

5.   В сельской национальной начальной школе учителям русского
языка, которым не может быть предоставлена преподавательская рабо­та в данной ала близлежащей школах, а также в детском дошкольном
учреждении в объеме 20 часов в неделю, выплачивается месячная став­ка заработной платы, повышенная на 15 процентов. На указанных учи­телей возлагаются обязанности по проверке тетрадей без дополнитель­ной оплаты. На эту должность назначаются лица, окончившие учебные
заведения по специальности "Учитель русского языка и литературы".

В случае, если учителем русского языка сельской национальной школы
работает учитель,  не имеющий образования по указанной выше специ­альности, оплата его труда производится за фактическое количество
часов на общих основаниях.

Полная тарифная ставка выплачивается также учителям националь­ных сельских начальные школ, которые по своей подготовке не могут вести преподавание русского языка, при условии догрузки до установ­ленной нормы часов какой-либо иной учебно-воспитательной работой в школе или в детском дошкольном учреждении (преподавание).

6. Приказ Министерства просвещения СССР от 13 мая 1970 г. № 31 считать утратившим силу.

 

Министр М.А.Прокофьев


 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

ПРИКАЗ

23.12.88                                                москва                                               542

О внесении изменений в приказ Министерства про­свещения СССР от 02.11.84 № 122

По согласованию с Министерством финансов СССР

I. Второй абзац п.1 приказе Министерства просвещения СССР 02.11.84 № 122 «О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах изложить в следующей редакции:

«– при наличии двух начальных классов с общим контингентом учащихся в них до 30 человек, трех начальных классов с общим контингентом учащихся, до 15 человек, четырех начальных классов с общим кон­тингентом учащихся до 10 человек - учащиеся объединяются в класс-комплект, с которым занижается один учитель в полторы смены в зависимости от количества часов по учебному плану. "

2.  Указанное изменение ввести в действие с I января 1989 г.
за счет ассигнований, выделенных на содержание учреждений народного образования.

3.  Письмо Министерства просвещения СССР от 02.09.87
№ 145-278/ф считать утратившим силу.

Председатель                                          Г.А. Ягодин

 

 

Полезные ссылки

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯФедерация независимых Профсоюзов РоссииЦентральный профсоюзный сайтцентральная профсоюзная еженедельная газета.Интернет-портал Правительства Российской ФедерацииМинистерство образования и науки Российской ФедерацииЕГУ им. И.А. Бунина